«Интересней прислушиваться, чем затыкать уши от поставленных голосов»
«Интересней прислушиваться, чем затыкать уши от поставленных голосов»
Спектакль, который «пишется» на ваших глазах в театре, где не играют – именно такая формулировка приходит на ум сразу после просмотра спектакля «Актеры» на сцене Театра.doc.
Сложенный из небольших скетчей, местами Stand Up-а, забавных зарисовок - одновременно смешных и грустных, споров на почве «творческой бытовухи», разговоров о сомнениях и выборе (или его иллюзии), об умирании языка и о запрете на обсценную лексику, о сокровенном и много еще о чем – спектакль вовлекает, заставляет не просто смотреть, а становиться соучастником. Такая искренность на расстоянии вытянутой руки, интимность и вовлеченность не может оставить равнодушным. Ни зрителя, ни актера.
«Актеры» - это Игорь Стам, Константин Гацалов, Сергей Букреев и Александр Шаляпин. «Актеры» - это поиск новых смыслов в абсолютно «чистой» системе координат, без пьесы, реквизита и театрального обрамления, только искренняя попытка «рассказать».
О том, как начинались «Актеры», noar.ru рассказал режиссер спектакля Игорь Стам.
* * *
- С самых первых секунд на спектакле «Актеры» создается ощущение, что здесь и сейчас, буквально на твоих глазах рождается что-то новое. Как вам удалось так естественно воссоздать и «законсервироват
- В вашем вопросе уже присутствует доля ответа. В этом и состояла идея. У меня не было никакой необходимости делать спектакль ради спектакля. Хотелось сделать вот такую вещь - живую, как по своей структуре, так и по актерскому существованию. Условно говоря, форма без формы. Я понимал, что такое может родиться только в режиме «онлайн». Во-первых тут важен состав - я отталкивался от конкретных людей, которые участвуют в этой истории. Я понимал, что каждый из этих актеров - уже готовый воплощенный персонаж. У нас нет ролей как таковых, нет пьесы, нет декораций, тем более костюмов. Существуют только наши тексты, наговоренные на диктофон буквально за 4 встречи. Эта система довольно проста – я брал диктофон, просто включал его и записывал все наши встречи. В итоге материала было часов на двадцать. Затем я сел за компьютер, воткнул наушники и из всего, что мы там умудрились «накидать», из всех тех текстов, которые были реализованы самими актерами, я попробовал скомпоновать художественную текстовую канву. Помимо всего прочего, пригодились мои личные тексты, написанные три года назад. Они пришлись к месту. Идея состояла, помимо всего прочего, в соединении жанра Stand up – общения от одного лица с аудиторией, в виде определенного интерактива - с драматическим театром. В какой-то мере вдохновителем этой идеи выступил занятый в спектакле Саша Шаляпин, его основной профиль именно Stand up. Побывав на его выступлении, я загорелся это идеей. В конечном итоге получился этот спектакль.
- Каждый участник спектакля приходил на репетицию с какой-то заготовкой по заранее известному «скелету», или все-таки это были 90% спонтанности и импровизации?
- Были только определенные идеи, о которых я уже рассказал выше. Но скелета в плане драматургии или какого-то определенного сюжета не было. Мы, конечно, пытались выдумать какой-то сюжет - условный кастинг, были какие-то идеи, но я довольно быстро от них отошел, потому что понял – это не работает. В нашей команде не было человека, отвечающего за драматургию, тогда я и подумал, что раз его нет, значит, обойдемся без всего этого. Я, честно говоря, считаю, что написание пьесы или сценария от лица конкретного драматурга или сценариста уже изживает себя. Сейчас такое время, когда ты сам себе автор. Мы сегодня находимся в том пространстве и времени, в котором сами себе, условно говоря, художественные руководители. Сами себе режиссеры, сами себе актеры, сами себе художники. Сейчас, имея страницу в Facebook, вы уже являетесь в какой-то степени художественным руководителем своей страницы - вы сами выбираете материал, который вам нравится, имеете полную свободу мыслей и слов. Как мне кажется, это распространяется и на искусство, в том числе и театр. Почему сегодня такой серьезный кризис в плане драматургии? Насколько я знаю, сейчас многие режиссеры жалуются на отсутствие хорошего материала. Но в том то и дело, что материала нет именно по этой причине – уже проходит то время, когда человек мог взять и сформулировать единолично какую-то по-настоящему живую и многогранную вещь. В общем-то, «Актеры» - это реализация определённой идеи: сформулировать «пьесу, которой нет» из конкретных, живых диалогов конкретных людей, которые заняты в спектакле.
- Ежегодно в Москве в сотрудничестве с Театром.doc проходит фестиваль молодой драматургии «Любимовка» - это сотни пьес, драматургов, сценаристов… Значит, все это сегодня уже не имеет такого уж большого значения?
- Я знаком со многими драматургами и сценаристами, которые представлены на фестивале, читал их пьесы. Из года в год, в основном одни и те же. Они все замечательные, талантливые драматурги. И я, конечно же, не говорю, что все это бессмысленно. Ни в коем случае. Хорошие пьесы есть! Просто, как «не режиссёру», в спектакле «Актеры» для меня лично было любопытно собрать материал, который не написан по меркам каких-то зафиксированных и заранее определенных сценарных канонов. Да и зачем? Отличный сценарий, который написан крепким сценаристом или хорошая пьеса, написанная грамотным и талантливым драматургом, - для их реализации всегда найдется не менее хороший режиссер, способный поставить какой-то очень удачный и хороший спектакль. Но спектакль «Актеры» не соответствует в какой-то степени этим меркам – он не хороший спектакль, понимаете? Потому что он не имеет никакой формы, практически никаких границ, он не существует по уже придуманным правилам, как именно должен существовать нормальный спектакль. В этом и интерес, по крайней мере, мой личный.
- Представим ситуацию, что вы - зритель своего спектакля, каким бы вам хотелось его увидеть?
- Для меня, наверное, страшнее всего увидеть равнодушного зрителя. Знаете, бывает так, что ты выходишь со спектакля, который тебе даже понравился, но думаешь о чем-то своем, улыбаешься, общаешься с друзьями, продолжаешь смотреть что-то в телефоне, идешь в буфет, заказываешь рюмку коньяка и бутерброд с красной рыбой. Это вот то, чего бы мне не хотелось. Я не хочу быть таким зрителем. И, в общем-то, я и не хожу в театры практически, хотя раньше я смотрел все, что ставили в Москве. Если говорить о том театре, который интересен мне… Я считаю, искусство может быть каким угодно, только не скучным! Это не значит, что все должны радоваться, веселиться и смеяться до слез - ни в коем случае. Такой задачи нет. Но равнодушный зритель - это наверное самое страшное. Спектакль «Кастинг» тоже задумывался по этому же принципу. Мы не выходим в интерактив, мы не устраиваем ток-шоу, нам это неинтересно. Но в то же время мы не хотим ставить какую-то условную стенку между зрителем и собой. Зритель лично для меня - свидетель. Я использую именно такую терминологию, зрителей называю свидетелями, партнеров – соучастниками, текст я предлагаю не просто произносить, а реализовывать. То есть вот даже, казалось бы, подобрав нужные определения, уже меняются и структура, и реализация. И, соответственно – исполнение.
- Философия «театр, в котором не играют», кажется, вам очень близка... Как вы к ней пришли? Вы отталкивались от какого-то своего академического опыта?
- Насколько я себя помню, мне никогда не нравился театр, где происходит, скажем так, декламативное вещание как способ актерской подачи. Мне всегда был интересен тот театр, в котором люди просто выходят на сцену и продолжают на ней существовать так же, как они существуют в жизни. Не декламируют текст, а просто разговаривают друг с другом. Мне кажется, интересней прислушиваться, чем затыкать уши от поставленных голосов.
- Условно говоря, «театр в кринолинах» - это мимо вас?
- Наверное, это тоже интересно. Дело в том, что я за музейный театр на самом деле. Я не люблю то, что посередине, по принципу - и на этом стульчике посидеть, и на том. Вот это мне кажется абсолютно неверный и ложный путь. Если уж говорить про музейный театр, то стоит вспомнить Малый Театр! И я кстати, имею академическое актерское образование Щепкинского училища при Малом театре. Есть в московских театрах очень хорошие постановки, есть - модные, дико талантливые режиссерские спектакли и соответственно спектакли с прекрасным актерским существованием… Но если уж говорить про стопроцентный театр, то здесь ты либо существуешь на сцене абсолютно «голым скоморохом» без пьесы и декораций, условно – это театр в котором не играют, либо – ты существуешь на сцене «Малого театра», где действительно представлена та самая «вечность», не претендующая ни на какие новые формы. И это хорошо, это – по-честному. А то, что посередине - долго не живет…
- То есть честность в театре - это не искать компромиссов, а искренне существовать в чем-то одном?
- Дело в том, что это все очень условно. Если говорить об актерском существовании - здесь нет никаких четких принципов и канонов, режиссуры это во многом тоже касается. Все зависит от человека. Я уходил из многих театров, мне казалось - это все не то, это не искусство, здесь нет никакой жизни, это замшелый театральный круг, зачем мне это? Получается, что я пытался очень долго найти какой-то постоянный, свежий родник. Но сейчас, уже будучи десять лет профессиональным актером, я понимаю, что эти поиски только в нас самих. Любая жизнь, искусство как таковое, все живое в театре, в кино – оно только в нас. Больше его нет нигде. Это то, что исходит лично от тебя. Поэтому когда ты играешь, делаешь что-то как актер, где бы ты ни был, в какой угодно постановке, в каком угодно театре, в кино или в сериале – если в тебе это есть, значит, это будет бить. Вот и все. Все остальное просто какие-то условности.
- Где помимо Театра.doc вас можно увидеть?
- Я играю два спектакля в Историко-этногра
* * *
Ближайшие показы спектакля «Актеры» - 8 и 24 октября (Театр.doc, Малый Казенный переулок, 12, метро Курская)